?

Log in

No account? Create an account
 
 
24 September 2012 @ 01:42 am
Что лежало в колыбели…  
Ехать во Флоренцию на один день, все равно, что постоять перед витриной кондитерской, облизнуться и… ограничиться вишенкой с торта. Про «крем со всех» лучше не мечтать. Для тех, кто во Флоренции объелся культурой, даже диагноз есть: синдром Стендаля. Попросту «тошнит от искусства».
Говорят, мэтру стало дурно, когда он вышел из церкви, расписанной фресками Джотто – еле на ногах устоял – таким маленьким и бессмысленным себя ощутил перед лицом шедевров. (Между прочим, охрану в музеях специально учат, что делать с жертвами синдрома, которые в истерике бьются и на картины покушаются…)
Словом, лучше не болеть.

А что есть Флоренция для меня? Колыбель Ренессанса, однако. И кто там стоял у люльки? Дант – рано. Леонардо – поздно, это уже Ренессанс «с бородой», так сказать. Микеланджело? Пожалуй… Но ведь и его кто-то учил – мастер с «праздничным» именем Гирландайо. (Хороша была идея прочесть перед поездкой «Муки и радости» Стоуна, теперь сама могу экскурсии водить.)

Правда, тесать мрамор Гирландайо своего подмастерья не учил – сам не умел, и вообще, когда ему... Художник такого ранга работой завален по самое некуда деться. Холстов, впрочем, не марал, только стены. В церкви Санта Мария Новелла, например.

Базилика Санта Мария Новелла

Отчего бы не взглянуть, как все начиналось – Ренессанс в смысле. Если вдоль стен пройтись, видно, что и как из мрака средневековья росло: Мазаччо, Гиберти, фра Липпе, Вазари, Майнарди, Сангалло...
Но я о Гирландайо. Вот пропади всё: книги, картины, архивы – все кроме его фресок – их одних бы хватило понять, какими были улицы, дома, моды, интерьеры, быт…

Гирландайо Рождество девы Марии

Гирландайо. Рождество девы Марии (фрагмент).

Даже лица у библейских персонажей свои - флорентийские. Почтить новорожденную деву Марию приходят не дамы «вообще», а единственная дочь заказчика фрески Торнабуони – Джованна. Вон она, впереди делегации.

Гирландайо. Рожедство девы Марии

Или «Изгнание Иоакима из храма»: слева – заказчики фрески, справа – исполнители (брюнет в винно-красном плаще – сам художник).

Гирландайо Изгнание из храма

Любопытно, как можно сделать живыми фигуры, не зная анатомии? Микеланджело тоже спрашивал. Гирландайо даже удивился: «На кой анатомия? Открытыми рисуем только лица и руки». А если страсти Христовы или кончина мучеников, так ведь никто не ждет натурализма. Искусство, мол, должно передавать бытие не тела, но духа. Микеланджело спорить не стал. Потому что знание – оно конечно, но талант в этом деле тоже аргумент не последний. Вон какие у учителя граждане Тосканы – «равномерно прекрасные» по выражению Бенуа. Создал групповой портрет Флоренции конца XV века – молодец! Хватит с него и этой заслуги.

Гирландайо. Свадьба Марии (фрагмент)

Гирландайо. Фрагменты фресок в капелле Маджоре

Налюбовалась и дальше пошла – искать музей самого Буонаротти. Через центр города, мимо зелено-розовой громады Дуомо…

Санта-Мария дель Фьоре

«Как можно жить, не видя Дуомо?» – удивлялся гений. Действительно, как? Неужто можно мимо пройти, не подняться на купол Брунеллески... Панорама-то как же?
Обойдется! В тени +42, на куполе яичницу жарить можно! Не синдром, так удар хватит. Солнечный. Если без глупостей никак, тогда лучше сразу на Арно – топиться.

Флоренция. Вид на Арно с понте Вьеко

Пасторальный речной пейзаж и сквознячок на понте Вьеко остудили мой пыл, дурить расхотелось. Осталось найти музей Микеланджело и… оказаться там единственным посетителем. Ну и ладно. Какое еще общество нужно, когда перед глазами «Битва кентавров».

Микеланджело Битва лапифов с кентаврами

Сюжет античный: «смешались вместе кони, люди…» – драка на свадьбе, вообще-то, никаких высоких материй. И однако в этих дрожащих от ярости телах, изваянных 17-летним мальчишкой, души больше, чем в застывших постных физиономиях, украшавших дотоле алтари и церковные ниши.
Если учитель считал, что искусство должно показывать душу, а тело так… коробочка, то ученик взял и одухотворил камень. Не зря он потом, борясь с дурнотой, вскрывал трупы в монастырской мертвецкой. Показать жизнь души через тело до него тыщу лет никому не удавалось.
Если Флоренция – колыбель Возрождения, то вот, что лежало в этой колыбели. Теперь я знаю. Сама видела.
 
 
 
moj_oduvan4ikmoj_oduvan4ik on September 23rd, 2012 09:57 pm (UTC)
Спасибо за экскурсию, Вера!
У меня возникла мечта. Надо когда-нибудь договориться с тобой заранее и встретиться где-нибудь в Европе. Я бы с тобой вместе походила по этим местам с таким удовольствием...
Vera Every: солнечный ветерvera_every on September 23rd, 2012 10:26 pm (UTC)
Всегда пожалуйста. :)
Отличная мысль, Оль, мне очень нравится. Давай попробуем ее осуществить ближе к следующему лету.
moj_oduvan4ikmoj_oduvan4ik on September 23rd, 2012 10:30 pm (UTC)
Давай завяжем узелок! Я с каждым годом становлюсь все более свободная!
Vera Every: солнечный ветерvera_every on September 23rd, 2012 10:55 pm (UTC)
Завяжем! :) У меня забот только прибавляется, но твой маленький гений определенно повзрослел. С удовольствием слежу за его успехами.
ОЛЬГА ЭРЛЕРdeliadelia1 on September 23rd, 2012 09:59 pm (UTC)
шучу, если что
Ты будешь смеяться. но мне из Флорен. больше всего запомнились античные раскопки в соседней деревне.

Горбатого могила исправит :)))

Vera Every: солнечный ветерvera_every on September 23rd, 2012 10:27 pm (UTC)
Re: шучу, если что
Даже не удивлена. Это исключительно в твоем духе. :)
l_erikssonl_eriksson on September 24th, 2012 03:06 am (UTC)
С огромным удовольствием читаю Ваш замечательный травелог! Для меня это путешествие по любимому предмету детства, Художки - ИИ - истории искусства. И по вспоминаемым с детства любимым книгам - "Джотто-флорентиец", "Муки и радости".
Vera Every: солнечный ветерvera_every on September 24th, 2012 08:07 am (UTC)
Спасибо, Таня. Если вам, человеку сведущему, интересно, значит, я не сплоховала. Мои-то познания в искусстве ограничиваются, увы, личным любопытством и впечатлениями дилетанта. Стоуна прочла недавно, с тем, чтобы лучше понимать, на что смотрю (путеводитель в этом деле не помощник, а способ создать кашу в голове). А про "Джотто-флорентийца" не знала. Сейчас найду и скачаю.
Ольгаv_strannik on September 24th, 2012 09:23 am (UTC)
Как хорошо вы рассказали о флорентийских фресках!
Vera Every: солнечный ветерvera_every on September 24th, 2012 09:33 am (UTC)
Спасибо. Я провела в той базилике два часа, и полтора из них просидела в капелле Маджоре, расписанной Гирландайо - оторваться не могла.
Наташа Мелуаmuzika_dogdia on September 24th, 2012 08:13 pm (UTC)
Я бы не хотела заболеть такой тошнотой.Флоренцию(и не только) нужно изучать по чуть-чуть,впитывать,осознавать,тогда будет в удовольствие.
Vera Every: солнечный ветерvera_every on September 24th, 2012 09:08 pm (UTC)
Представляешь, синдром Стендаля - реальный медицинский диагноз, более ста случаев зарегистрировано. Я удивлялась, пока Флоренцию не увидела, но там, оказывается, действительно можно спятить. Так что ты совершенно права - этот город нужно именно смаковать.
Kamomillmy_big_dream on September 25th, 2012 07:05 pm (UTC)
Очень красиво. У меня, кста, в Праге какое-то подобное заболевание было. мы за три дня пересмотрели просто кучу прекраснейших зданий, улочек, и проч. Что на четвертый день мне хотелось спрятаться от всего этого великолепия. Дать себе отдохнуть что ли. И очередной замок у меня реально приступ злости вызвал.
Vera Every: солнечный ветерvera_every on September 25th, 2012 07:25 pm (UTC)
Кстати, да, Юль, симптомы очень похожи на те, что при синдроме Стендаля бывают. Я сначала думала, это шутка - про синдром, оказалось ничуть. У меня в Венеции тоже странная реакция была: я среди бела дня вернулась в отель и проспала до вечера (хотя днем никогда не сплю) и физически не устала. Все-таки ёмкость нашей психики величина ограниченная...
Надеюсь, про Прагу ты еще расскажешь.
sureshkasureshka on September 26th, 2012 12:12 pm (UTC)
Замечательная экскурсия!)
А фигуры и правда живые!)
Vera Every: солнечный ветерvera_every on September 26th, 2012 12:53 pm (UTC)
Спасибо. :)
Я обратила внимание, что позы у Гирландайо довольно однотипные и не всегда естественные (особенно у мужчин), но лица... Лица многое искупают. И колорит чудесный. Фрескам пятьсот с лишним лет, а краски по-прежнему свежи и ярки.